ПРОВЕРЬ КОНТРАГЕНТА – прояви должную осмотрительность.
Как именно арбитражные суды оценивают доказательства обоснованности возникновения налоговой выгоды у налогоплательщиков, ссылаясь при этом на Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53.
Пунктом 10 этого документа определено: налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговый орган докажет, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.
Налоговые органы могут проверить, насколько осмотрительно действовал налогоплательщик при выборе своих контрагентов. В случае обнаружения неблагонадежности контрагентов сделки с ними могут быть квалифицированы как сомнительные, имеющие целью получение необоснованной налоговой выгоды. Соответственно затраты, произведенные по сделке, налоговики исключат из облагаемой базы по налогу на прибыль, а НДС не примут к вычету.
Нужную информацию из нижеприведенных источников организации могут "добыть" о своих контрагентах, чтобы доказать "должную осмотрительность". Об этом вы узнаете из данной статьи.
Оценка налоговых рисков по мнению ФНС.
Налоговым кодексом не определен конкретный перечень документов и действий, необходимых для подтверждения должной осмотрительности налогоплательщика при выборе контрагента.
Минфин рекомендует учитывать утвержденные Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для выездных налоговых проверок.
В п. 12 Приложения 2 к этому Приказу ФНС определила наиболее распространенные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.
При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать ряд признаков. В первую очередь надо обратить внимание на отсутствие:
- личных контактов руководства компании-поставщика и руководства компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
- документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
- документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
- информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских, производственных и/или торговых площадей;
- информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). Негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (СМИ, наружная реклама, интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг)), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
- информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС www.nalog.ru).
Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или "однодневки"), а сделок, совершенных с таким контрагентом, как сомнительных.
Где и как проверить контрагента?
На основании разъяснений контролирующих органов рассмотрим, какие действия необходимо предпринять организации для проверки своих контрагентов.
Так, ФНС России в Письме от 30.11.2012 N ЕД-4-3/20268@ рекомендует налогоплательщикам проверять реальность деятельности лиц, с которыми осуществляются (планируется осуществлять) сделки, в частности, следующим образом: запрашивать у хозяйствующих субъектов сведения, не составляющие коммерческую тайну. К таковым, например, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" могут относиться сведения:
- содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об ИП в соответствующие государственные реестры;
- содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
- о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
- о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
- из других официальных источников.
Кроме того, для информационной поддержки налогоплательщиков на интернет-сайте ФНС www.nalog.ru размещаются сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса массовой регистрации, характерные, как правило, для фирм-"однодневок"), а также наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.
Вместе с тем согласно ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
- являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя-налогоплательщика;
- о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения.
Итак, налогоплательщик в целях проявления должной осмотрительности в выборе контрагентов, в том числе проверки реальности их коммерческой деятельности, вправе:
- запросить у контрагентов необходимую информацию, не отнесенную к коммерческой тайне;
- обратиться в налоговые органы по месту учета контрагентов об установленных в отношении контрагентов нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за данные нарушения;
- воспользоваться сервисами, размещенными на www.nalog.ru.
Сервисы, которые предлагает ФНС на своем официальном сайте
Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств | http://egrul.nalog.ru |
Сведения о юридических лицах и ИП, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации | https://service.nalog.ru/uwsfind.do |
Сообщения юридических лиц, опубликованные в журнале "Вестник государственной регистрации" | http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/vgr |
Сведения, опубликованные в журнале "Вестник государственной регистрации" о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ | http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/fz83 |
Поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц | https://service.nalog.ru/disqualified.do |
Юридические лица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица | https://service.nalog.ru/disfind.do |
Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами | https://service.nalog.ru/addrfind.do |
Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке | https://service.nalog.ru/svl.do |
Сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует | https://service.nalog.ru/baddr.do |
Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года | https://service.nalog.ru/zd.do |
Сведения о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц | https://service.nalog.ru/mru.do |
Консалтинговая фирма ООО «Медея».