Гражданин (потребитель), имеющий намерение заказать услугу по хранению автотранспортных средств на автостоянках для личных, семейных, домашних и иных нужд, вправе обратиться к исполнителю - организации или индивидуальному предпринимателю, оказывающему услуги по хранению автотранспортных средств, для заключения договора (п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 N 795).
Исполнитель обязан до заключения договора предоставить потребителю полную и достоверную информацию об оказываемых услугах.
Информация доводится до сведения потребителей в наглядной форме (информационные стенды, объявления и т.п.), должна находиться в удобном для обозрения месте и обязательно содержать в том числе (п. 4 Правил):
1) перечень оказываемых основных и дополнительных услуг;
2) правила пользования автостоянкой, правила оказания услуг автостоянок, правила техники безопасности, противопожарные, санитарные и иные правила;
3) реквизиты нормативных документов, требованиям которых должны соответствовать оказываемые услуги;
4) цены на основные и дополнительные услуги;
5) перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг;
6) образцы договоров, актов, сохранных расписок и других документов, удостоверяющих прием и выдачу автомототранспортного средства исполнителем и оплату услуг потребителем;
7) адрес и номер телефона исполнителя, включая подразделение (уполномоченное лицо), осуществляющее прием претензий;
8) режим работы автостоянки;
9) адрес и номер телефона подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления (если такое подразделение имеется).
Исполнитель обязан сообщать потребителю по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей услуге сведения.
Порядок заключения договора хранения автомобиля
Услуга по хранению транспортного средства оказывается исполнителем по предварительной заявке или без нее. При этом заявка может быть подана потребителем в письменной или иной форме.
Исполнитель назначает потребителю дату и время заключения договора. Если потребитель в назначенное время не прибыл для заключения договора, то его обслуживание осуществляется в порядке общей очереди (п. 8 Правил).
Форма и условия договора хранения автомобиля
Договор заключается в простой письменной форме. Письменная форма соблюдена, если исполнитель выдал потребителю расписку о том, что автомобиль передан на хранение. Помимо расписки к договору приравнивается квитанция или иной документ, который удостоверяет прием автомобиля (п. п. 1, 2 ст. 887 ГК РФ).
Договор должен содержать следующие сведения (п. 10 Правил):
1) наименование и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя либо Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, сведения о его государственной регистрации;
2) Ф.И.О., номер телефона и адрес потребителя;
3) дату заключения договора, срок хранения автомобиля. В договоре могут быть также предусмотрены сроки отдельных этапов оказания услуг (промежуточные сроки);
4) цену услуги по хранению автомобиля, цены дополнительных услуг, оказываемых за плату, а также форму и порядок их оплаты;
5) марку, модель и государственный регистрационный знак автомобиля, принимаемого на хранение;
6) цену автомобиля, определяемую по соглашению сторон;
7) условия хранения автомобиля;
8) порядок приема и выдачи автомобиля;
9) должность, Ф.И.О. уполномоченного работника исполнителя, оформляющего договор, его подпись, а также подпись потребителя;
10) другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг.
Договор составляется в двух экземплярах, один из которых передается потребителю, а другой остается у исполнителя.
Оформление пропуска на автостоянку
Если договором предусмотрена возможность многократных въездов на автостоянку и выездов с нее, при заключении договора оформляется постоянный пропуск, в котором указываются марка, модель и государственный регистрационный знак автомобиля, номер места на автостоянке, срок действия пропуска.
Если постановка автомобиля на автостоянку осуществляется кратковременно и разово (на срок не более одних суток), при заключении договора потребителю выдают соответствующий документ (сохранную расписку, квитанцию и т.п.) с указанием государственного регистрационного знака автомобиля. Копия указанного документа остается у исполнителя (п. п. 11, 12 Правил).
Действия потребителя при хищении или повреждении автомобиля на автостоянке
В случае утраты (хищения), повреждения или нарушения комплектности автомобиля, произошедших во время хранения его на автостоянке, исполнитель обязан по требованию потребителя составить соответствующий акт, который подписывается потребителем и уполномоченным работником исполнителя. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых передается потребителю, а другой остается у исполнителя (п. 22 Правил).
Помимо этого, следует сразу же сообщить о происшествии в полицию.
Оценку ущерба осуществляет оценочная организация. Осмотр автомобиля экспертом оговаривается заранее, о сроках проведения экспертного осмотра исполнителя следует уведомить телеграммой или заказным письмом с уведомлением. Если представители автостоянки не явились на осмотр при должном уведомлении, осмотр может быть произведен без них.
Действия по возмещению ущерба
После определения суммы ущерба вы вправе обратиться к руководителю автостоянки с претензией о возмещении ущерба, причиненного автомобилю, либо убытков, связанных с его угоном, а также расходов на проведение экспертизы (ст. ст. 13, 29 Закона от 07.02.1992 N 2300-1). В случае неудовлетворения ваших требований добровольно вы вправе обратиться с иском в суд.